|
изотерапия
Здесь рассказано лишь о некоторых возможных механизмах терапевтического воздействия рисования. Все они в разной мере используются в многообразных формах изотерапии, приспособленных к конкретным ситуациям. Есть методы работы с отдельными людьми, с группами для разрешения семейных конфликтов супругов или детей с родителями и т. д. В детской практике изотерапия используется особенно часто, потому что рисование — естественная деятельность ребенка. У детей не приходится преодолевать «комплекс неумения».
Конечно, работа с рисунками, требующая углубления в переживания и личную ситуацию, должна вестись с большим тактом и осторожностью, при тщательном психотерапевтическом контроле. Грубое вмешательство в психическую жизнь человека здесь так же недопустимо, как и при других методах лечения. Очень важно заострить внимание на следующем: не должно быть никаких эстетических требований к результату. Пусть художественные достоинства возникнут естественным путем, как приятный сюрприз. Кстати, в условиях внутренней свободы и раскованности они более достижимы и вероятны. Важно снять всякое чувство ответственности, создать атмосферу ненапряженности, безразличия к результату и концентрации только на сюжете и максимальном самовыражении. Именно поэтому состояние нередко улучшается даже при «играх с краской» у тех, кто просто размазывает или разбрызгивает их, рисует на плохой оберточной бумаге, на старых газетах, без всякой ответственности, без стремления «создать шедевр».
|
|